Інтерв'ю Андрія Коболєва аналітичному агентству Carnegie Europe

В інтерв\'ю аналітичному агентству Carnegie Europe керівник Нафтогазу розповів про проблеми ...

В інтерв'ю аналітичному агентству Carnegie Europe керівник Нафтогазу розповів про проблеми у відносинах між компаніями «Нафтогаз України» та «Газпром»; про поставки природного газу з країн Європи; про необхідність інтеграції газових ринків України і країн Європейського Союзу; про реформування найбільшої української енергетичної компанії, якою є Нафтогаз.

Нафтогаз: долгая дорога в Европу

Carnegie Europe

15.01.2015
Экперт Джуди Демпси
Когда в начале 2014 года Андрей Коболев возглавил крупнейшую нефтяную и газовую компанию Украины «Нафтогаз Украины», он унаследовал предприятие, погрязшее в коррупции и вовлеченное в борьбу с Россией за цены на энергоносители.
Обе проблемы имели влияние на энергетическую безопасность Европы. Периодические споры с российским энергетическим гигантом Газпромом создали серьезную нехватку газа в 2005 и 2009 годах, особенно для некоторых центрально-европейских стран и Болгарии.
Задача Коболева – освободить Украину от политического влияния Газпрома. По его мнению, интеграция энергетического сектора Украины в ЕС с помощью интерконнекторов прекратит давление. Это потребует масштабных реформ в энергетическом секторе Украины.
Украина владеет одним из основных транзитных трубопроводов для экспорта российского газа в Европу. Пятнадцать процентов импортируемого газа в ЕС проходит через Украину. В то же время, потребности Украины в газе составляют 50 млрд куб. м, половину этого газа она импортирует из России. С 2005 года Нафтогаз и Газпром были вовлечены в ожесточенную политическую борьбу за цену на газ и тарифы на его транзит.
Коболев считает необходимыми реформы в четырех областях. "Первочередной задачей является интеграция в ЕС, чтобы газотранспортная система Украины и украинский рынок газа стали частью европейского газового рынка", – сказал он Carnegie Europe.
По словам Коболева, Нафтогаз начал диверсифицировать свои источники поставок и в настоящее время имеет по крайней мере шесть поставщиков из стран ЕС. Следующим шагом в диверсификации является интеграция Нафтогаза в энергетическую сеть ЕС, что позволит Украине получать природный газ в реверсном направлении из соседней Словакии через интерконнекторы.
"Виртуальные реверсные поставки позволят Нафтогазу импортировать большие объемы газа от европейских энергетических компаний, заполнить свои газовые хранилища, а также избежать прекращения поставок газа зимой," – объяснил Коболев. Это также снизит зависимость Украины от Газпрома. В данном случае неудивительно, что Газпром продолжает блокировать такие реверсные поставки газа из Словакии в Украину, ссылаясь на контрактные договоренности с Братиславой.
Контраргумент Коболева заключается в том, что Третий энергетический пакет ЕС, целью которого является открыть рынки газа и электроэнергии для доступа третьих сторон, должен быть применен к Словакии. Если принципы Третьего энергетического пакета будут реализованы, то Украина будет последним элементом в европейской газовой головоломке, считает Коболев.
"Украина могла бы стать большим рынком газа; могла бы стать местом, где вы можете хранить газ", – продолжил он. "Она может быть задействована в качестве транзитного маршрута в Венгрию, Болгарию. Все это усилило бы энергетическую безопасность. Наша цель – полностью интегрировать Украину в европейские энергетические структуры".
Коболев не видит необходимости строить новые трубопроводы. "Просто нужно имплементировать законодательство ЕС. Третий энергетический пакет разрушает газовые границы", – добавил он. В конечном счете, пакет мер ликвидирует контроль Газпрома над некотороми частями Европы.
Вторая и политически более чувствительная реформа – поднять цены до рыночного уровня. "Нынешняя система заниженных цен несправедлива. Это как налоговая субсидия для каждого. Если у меня есть дом, я потребляют газа гораздо больше, чем человек, живущий в маленькой квартире", – сказал Коболев. Под реформами подразумевается прямая государственная субсидия для людей, которые не могут позволить себе платить по более высоким тарифам, а также система дешевых кредитов.
По мнению Коболева, диверсификация и повышение цен идут рука об руку. Если Украина начнет реализовывать такие реформы, то она получит эффективный и прозрачный рынок газа. "Вы не сможете иметь эффективный рынок без диверсификации источника поставок. И вы не сможете иметь прозрачный рынок без установления рыночных цен", – заявил он.
Третьим элементом реформы является энергосбережение, крайне необходимое для страны, которая, согласно данным Европейскому банку реконструкции и развития, имеет один из самых низких уровней эффективности в Европе.
Четвертым приоритетом является искоренение повальной коррупции в Нафтогазе. Для этого Коболев начал массовую антикоррупционную кампанию. Первым шагом было избавиться от посредников, контролируемых олигархами. "Уже нет посредников между Нафтогазом и Газпромом", – настаивает Коболев. "Сейчас нет посредников между Нафтогазом и ЕС."
Он знает, что только это не остановит взяточничество. "Коррупция существовала в Украине много лет, даже в советское время. И идеология коррупции является производной от патернализма", – пояснил Коболев.
"Многие из тех, кто управлял страной, занимали позицию, что они заботятся о простых людях. И до тех пор, пока о людях заботятся, те, кто за это ответственны, могут делать что хотят." Это заставляет людей рассуждать таким образом: если те, кто отвечают, могут украсть миллиарды, мы можем украсть сотни".
Нафтогаз был частью этого порочного круга. "Если вы управляли Нафтогазом и вы крали, как вы можете устанавливать потребителям рыночную цену?" – говорит Коболев. "Вы дадите им низкую цену и скажете - посмотрите, у нас цена ниже, чем в России".
В Нафтогазе работает 175000 сотрудников. Коболев говорит, что многие из них были уличены в коррупции. Для борьбы с этой проблемой он применил нисходящий подход. "Мы искоренили всю коррупцию на высшем уровне и постепенно искореняем ее на среднем уровне. Мы начали общаться с людьми, которые были замешаны в коррупции в малом масштабе".
Например, сотрудник, который отвечает за мониторинг трубопровода высокого давления на измерительной станции может получить $ 50, если он пропускает часть газа без прохождения его через измеритель. "Возможно через год мы сможем ликвидировать такие вещи. Мы не ликвидируем это на 100 %. Но я бы сказал, что на 80 % это уже решено", – сказал Коболев.
Коболев пригласил официальных представителей ЕС для мониторинга поставок газа на украинской стороне границы с Россией. "Так что если Газпром попытается обвинить нас в чем-то [кражи], то всегда есть способ проверить, кто прав. Теперь доступна информация, подтверждающая, что мы являемся надежным транзитным партнером".
Руководитель Нафтогаза не питает иллюзий по поводу трудностей реализации реформ. Ситуация в Восточной Украине, где боевые действия снова возобновились, отнюдь не способствует проведению реформ. "Но мы не можем ждать вечно", – сказал он.
"На самом деле, мы считаем, что это точно тактика [президента России Владимира] Путина", - сказал Коболев. "Путин хотел бы, чтобы мы не проводили реформы, а сосредоточились на войне. Он не хочет, чтобы Украина была экономически успешной".

Інші новини